Логин:
Пароль:

О министерстве
Министерство здравоохранения Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции в сфере здравоохранения, а также по проведению государственной политики в сфере ...… подробнее подробнее
Перейти на первую страницу сайта
Перейти на карту сайта
Написать письмо web мастеру

О министерстве

Официальные выступления и заявления Министра и заместителей Министра

Ерванд Хидишян: «Не люблю ссылаться на «среднюю температуру по больнице»

 
vspace=5
     

Министр здравоохранения и социального развития Карелии – о работе «скорой помощи» в районах, перспективах санавиации, зарплатах врачей и диспансеризации в интервью ИА «Республика Карелия»
 

Продолжение. Первая  часть интервью доступна по ссылке 
   
 

- Ерванд Арутюнович, в первой части нашей беседы мы говорили о том, как решается проблема с доступностью специализированной медпомощи в районах. Вот, скажем, в той или иной районной больнице нет стоматолога или педиатра. Вы говорили, что медучреждения заключают между собой договоры, и врачи выезжают из одного района на временную работу в другой район. А существующие нормативы – скажем, на определенное количество населения должен быть именно свой специалист - такая ситуация не нарушает?
 

- Хотел бы подчеркнуть, что жители районов, особенно отдаленных поселков, на встречах, действительно, очень часто ставят такие вопросы: нам нужен свой кардиолог, терапевт, педиатр или детский хирург. И это обоснованные, справедливые по-человечески претензии: конечно, люди хотят, чтобы у них был нормальный доступ к врачам-специалистам. Но дело в том, что как раз нормативы, утвержденные на федеральном уровне, замыкаются на количество проживающего на территории населения. Часть специалистов, которые сегодня работают в районах, по этим нормативам не должны бы вообще работать на полную ставку, максимум  - на полставки. Потому что по нормативам тот или иной специалист должен обслуживать, скажем, 50 тысяч населения, а он обслуживает 18-25 тысяч.
 

Но мы все равно сохраняем в ряде районов врачей-специалистов, создаем межрайонные учреждения с необходимым составом врачей, обеспечивая доступность медицинской помощи. Однако нужно  помнить, что в последние годы численность населения Карелии неуклонно сокращалась. Соответственно, снижались и требуемые объемы медицинской помощи.
 

Решаем проблему, помимо привлечения специалистов, и с помощью повышения квалификации, дополнительного обучения уже работающих в районах докторов по наиболее востребованным специальностям. У нас хорошее взаимодействие с Медицинским институтом ПетрГУ: практически все основные специальности доктора могут освоить на базе нашего университета. Есть традиционные связи с некоторыми федеральными вузами, которые проводят выездное обучение в Карелии. А если это штучный специалист, то направляем его на обучение за пределы республики. Все доктора раз в пять лет проходят повышение квалификации, обязательную сертификацию.
 

- Но ведь совмещение – это и дополнительный объем работы. А что с заработной платой? Вот есть такой очень непопулярный показатель, средняя зарплата. На бумаге он, как правило, хорошо выглядит, а люди читают и возмущаются: мол, не получают у нас врачи и учителя по 40-50 тысяч…
 

- Я сам не слишком люблю ссылаться на такую среднюю температуру по больнице. Да, это усредненный статистический показатель, по нему, в том числе, оценивается выполнение «дорожных карт» в той или иной отрасли. По статистике, средняя зарплата врачей в Карелии – 47 тысяч рублей, среднего медперсонала – 27 тысяч рублей, младшего (в прошлом году она была меньше, но сейчас немного ее подтянули) – 14 тысяч рублей.
 

При этом, конечно, оплата труда доктора в стационаре, да еще с учетом дежурств, степени квалификации, другими надбавками, отличается от оплаты труда врача-специалиста в поликлинике. В первом случае зарплата может быть, особенно если речь идет о враче высокой квалификации, с огромным опытом и стажем, и выше средней. Во втором – значительно ниже.
 

- Еще одна тема – диспансеризация населения, она также связана, в том числе, с кадровой проблемой. Недавно Общероссийский народный фронт провел мониторинг по всей России и по его результатам заявил, что эффективным методом профилактики заболеваний диспансеризация так и не стала. Причем по всей стране, во всех регионах. «Фронтовики» так и заявили: «план диспансеризации, спущенный Минздравом РФ, порой является неисполнимым в силу кадрового голода, который наблюдается во многих медучреждениях». Как вы относитесь к этим выводам?
 

            - Отчасти в этом есть правда. Список врачей-специалистов, который определен приказом по диспансеризации, обширен. И в нем очень много врачей редких специализаций, наличие которых просто невозможно обеспечить в каждом районе. Мы организуем, как я уже говорил, выездные приемы или направляем людей к специалистам, но не все граждане успевают такие приемы посетить, не все могут выехать за пределы своего населенного пункта, чтобы пройти диспансеризацию полностью.
 

Этот вопрос, не скрою, поднимается на совещаниях, организованных федеральным министерством, регионы за это критикуют. Но реалии таковы, что перечень действительно очень большой – и специалистов, и, самое главное, исследований. Для некоторых исследований в районах не то, что нет соответствующего оборудования – оно там по стандарту оснащения не положено. В Карелии мы выходим из этой ситуации тем, что оснастили межрайонные больницы, и стараемся по максимуму провести объем исследований через них.
 

И, конечно, закупаем оборудование для центральных районных больниц. Недавно объявили аукцион на приобретение 8 маммографов: надеюсь, до конца года они поступят в учреждения. Более 10 лет постоянно ведем еще одно направление - выездную форму работы флюорографических установок: ежегодно составляем график по заявкам районных медучреждений, и установки приезжают, в том числе, в самые отдаленные поселки.
 

- Профилактика – это, безусловно, важно, но флюорографическую установку жители поселений могут и подождать. А вот «скорую помощь» - нет. Между тем, жалоб на ее работу из поселков немало: сложно вызвать, поздно приезжают… А иногда не приезжают и вообще.
 

- Если к нам в министерство такие обращения - когда помощь, как утверждается, не была оказана или оказана несвоевременно – поступают, мы разбираемся с каждым случаем детально. Сейчас в ряде районов уже создана единая диспетчерская служба: в Пудожском районе, например, есть и  в Питкярантском, завершается создание аналогичной службы в Пряжинском районе. Все вызовы поступают на единый пульт, с которым на постоянной связи находятся бригады скорой помощи. И конкретный вызов адресуется той машине, которая ближе всего к адресу, откуда поступил звонок. Бригада скорой помощи не теряет время, заезжая на базу, это тоже существенно сокращает время ожидания.
 

Безусловно, остается проблема бездорожья. Норматив прибытия «скорой» – 20 минут. В поселках  расстояние до пациента может быть  20-30 км, но по бездорожью в плохих погодных условиях за 20 минут бригада добраться не может. Анализируя работу «скорой» в районах, убеждаемся, что вызов был передан вовремя, выехала бригада быстро. Но не все зависит от медиков и от водителя.
 

- Но что же делать? Ведь и 10 минут ожидания иногда могут трагедией обернуться. Может быть, как вариант в экстренных случаях все-таки расширять использование санавиации совместно с Центром медицины катастроф, к примеру?
 

- Сейчас мы с российским Минздравом прорабатываем вопрос о приобретении для республики специализированного вертолета, оборудованного всем необходимым для оказания экстренной помощи и перевозки пациента. Но не буду лукавить: использование санавиации - дело очень дорогостоящее. Один рейс на местных линиях стоит в 300-400 тысяч рублей. Для того, чтобы доставить пациента в Москву или Санкт-Петербург, в ожоговый центр, к примеру, вылет обойдется уже в 600-900 тысяч рублей.  Конечно, в экстренных случаях санавиация применяется и будет применяться. Но в повседневности упор, конечно, должен делаться на развитие наземной неотложной и скорой помощи.
 

Думаю, подвижки будут.   Перед нами же стоят задачи совершенствовать  организацию медицинской помощи с учетом условий нашей республики, развития межрайонных медицинских центров,  привлекать специалистов, обучать их, повышать квалификацию, стимулировать к профессиональному росту, требовать добросовестного выполнения своего врачебного долга.